ПРОТОКОЛ Круглого стола по обсуждению актуальных вопросов участников ВЭД в таможенной сфере в условиях санкционного давления

г. Белгород,

ул. Победы д. 85 корп. 17,

конференц-зал «Галактика»                                                                                                25.11.2022 г.

 

Участники Круглого стола:

Майлатов С.А. – директор Центра поддержки экспорта Белгородской области;

Медведева В.Г. – начальник отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры службы организации таможенного контроля Белгородской таможни;

Субъекты МСП Белгородской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность;

Сотрудники Центра поддержки экспорта Белгородской области.

 

Повестка:

  1. Предварительные решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
  2. Изменения валютного законодательства в части ослабления административной нагрузки на участников ВЭД с учетом специальных экономических мер.
  3. Разное.

 

По первому вопросу:

Обсуждалась возможность получения участниками ВЭД предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в рамках государственной услуги, предоставляемой таможенными органами.

 

Порядок предоставления услуги определен Административным регламентом, утвержденным Приказом ФТС России от 16 апреля 2020 г. № 375.

В соответствии с данным Административным регламентом:

– подача заявления о принятии предварительного решения и документов к нему может осуществляться как на бумажном носителе в уполномоченный таможенный орган, так и в виде электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ);

– срок предоставления услуги – в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения;

– пошлина за предоставление услуги составляет 5000 рублей (подпункт 135 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового Кодекса РФ).

 

Также в рамках обсуждения проанализированы преимущества электронной подачи заявления для получения предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС:

– запись на прием в уполномоченный таможенный орган для подачи заявления с использованием ЕПГУ не осуществляется;

– форматно-логическая проверка сформированного заявления осуществляется автоматически после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы заявления. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления;

–  заявителю обеспечивается возможность осуществления мониторинга хода предоставления государственной услуги.

 

Справочная информация о государственной услуге размещена на стендах в местах предоставления государственной услуги, официальном сайте ФТС России, ЕПГУ и в

 

федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных услуг (функций)”.

 

Нормативные акты, регламентирующие предварительные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС:

– Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 17 апреля 2018 г. № 58 «Об утверждении формы предварительного решения о классификации товара, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений)
в такое предварительное решение» (вместе с «Порядком заполнения формы предварительного решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и внесения изменений (дополнений) в такое предварительное решение);

– Приказ ФТС России от 07 февраля 2019 г. № 205 «Об утверждении форм и порядков заполнения документов на бумажном носителе, используемых при принятии предварительного решения о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, при отзыве такого решения и прекращении его действия, а также формы уведомления о необходимости представления дополнительной информации»;

– Приказ ФТС России от 16 апреля 2020 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза»;

– Приказ ФТС России от 02 марта 2021 г. № 166 «Об определении полномочий по принятию предварительных решений о классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами».

 

По второму вопросу:

Обсуждались изменения валютного законодательства в части ослабления административной нагрузки на участников ВЭД с учетом специальных экономических мер.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим и обеспечивающим реализацию единой государственной валютной политики в России является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации было издано ряд указов Президента России, в соответствии с которыми:

–  установлен особый порядок репатриации российскими экспортерами валютной выручки по внешнеторговым контрактам;

– норма обязательного зачисления валютной выручки на счета резидентов в российских банках устанавливается в размере ее обязательной продажи, который в настоящее время равен нулю;

– расширен перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту, то есть проводить зачет встречных требований или замену обязательств;

– участники ВЭД получили право на использование альтернативного способа исполнения встречных обязательств по контракту. Например, можно осуществлять бартерные сделки, однако, только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами;

– резидентам запрещено зачислять на свои зарубежные счета иностранную валюту, если это связано с перечислением ими денежных средств, полученных в виде дивидендов при распределении прибыли российских компаний;

– банкам разрешили приостановить операции по валютным счетам, если их собственные зарубежные счета заблокированы;

– установлен временный порядок исполнения обязательств по валютным счетам (вкладам) и по еврооблигациям.

 

Также было уделено внимание обсуждению вопросов привлечения таможенными органами участников ВЭД к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

В 2022 году в КоАП РФ в статью 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» были внесены изменения, в части:

– снижения штрафов за незаконные валютные операции и за невозврат экспортной выручки по внешнеторговым договорам, предусматривающим расчеты в российских рублях;

–  привлечения к ответственности:  административная ответственность не применяется к резиденту, если невыполнение им требований валютного законодательства обусловлено санкциями, введенными иностранными государствами.

 

Нормативные акты, регламентирующие валютное законодательство и изменения 2022 года:

– Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Указ Президента России от 05 июля 2022 г. № 430 «О репатриации резидентами – участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации»;

– Указ Президента России от 08 августа 2022 г. №529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями»;

– Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И (ред. от 25.01.2022) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

 

По третьему вопросу (в разделе Разное):

Обсуждались проблемные вопросы, возникающие у участников ВЭД в условиях санкционного давления.

 

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki